Поминает ли Православная Церковь Папу Римского?

«Да не смущается сердце ваше» (Ин. 14:1).

-Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери (и прочая по дни), и иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, Папы Римского и прочая и прочая —  говорит священник на отпусте Литургии Преждеосвященных Даров.

-Вот ведь и Папу теперь поминают! —  шепчутся тихонько бабушки.  -Все, антихрист пришел. В церковь больше не ходим.

К сожалению, такие диалоги реально встречаются в нашей церковной  жизни.  И, к еще большему сожалению,  некоторые люди реально верят в  то, что Православная Церковь поминает Папу Римского, и  уходят в раскол. На самом же деле речь идет о поминовении святых римских епископов, которые  жили до Великого раскола.

     

Точка невозврата

В 1054 году случился Великий Раскол —  трагическое разделение единой Христианской Церкви на Православную и Католическую. Со временем  у католиков появлялось все больше  и больше нововведений, которые отдаляли их от Православия все дальше и  дальше. Это и  догмат о папской безошибочности,  и  о его же папском первенстве и многие другие важные вероучительные аспекты.

Но у нас была и тысяча лет общей истории, было время, когда  Папы были православными.  И эта тысяча лет истории оставила много общих святых, которые и по сей день есть в наших святцах. Так, Православная Церковь чтит память преподобного Венедикта (Бенедикта) Нурсийского. Почитается как местночтимый святой Сурожской епархии и преподобный Беда Достопочтенный и многие другие.

В числе святых, географически живших на Западе,  было и много Римских Пап: Климент Римский, Агафон, Григорий Двоеслов, Лев Великий и многие другие. Все они были православными, все они жили до раскола  1054 года и  были в единстве со Святой Церковью.

Более того, ровно год назад, 9 марта  2017 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви в святцы были добавлены имена святых, живших на Западе до раскола  и не выступавшие против Православия. Среди них оказались такие святые как святитель Патрикий Ирландский,  преподобная Женевьева Парижская, мученик  Албан  Британский и многие другие.  При этом была подчеркнута одна очень важная мысль: для нас важно не просто хронологическая жизнь святого до раскола, но то, что святой не был против Православия.  Критерии внесения в святцы были следующие: «безупречное исповедание православной веры; обстоятельства, при которых состоялось прославление; отсутствие упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом; современное почитание в зарубежных епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквах».

        Автор Литургии

Папе Григорию I (Двоеслову) приписывается авторство прекрасного великипостного богослужения —  Литургии Преждеосвященных Даров.  И , само собой, он поминается как автор Литургии на ее отпусте. Отсюда и получается, что Православная Церковь почитает Римского Папу. Правда только в Великий Пост и на Литургии Преждеосвященных Даров.   А почему не почитать, если он был святым неразделенной Церкви, то есть был православным?

Конечно  же, мы не можем почитать   тех людей, которых католики называют святыми, но которые  жили после Великого Раскола, так как их вероучение уже находилось в поврежденном состоянии. Таким  образом, поминать за богослужением Римских Пап Льва Великого, Григория Двоеслова и других дораскольных римских епископов  — это часть православной традиции. А вот поминать «новейших» католических святых (например, Иоанна Павла II) мы не можем, так как святыми их не считаем.

  Немного официальных документов

Хотелось бы еще раз напомнить официальную позицию Церкви по отношению к инославному миру.  Каждый православный христианин  должен это знать, а не строить предположения в стиле «старец N  вроде –бы говорил так».

Итак:

-Истина в Православии. «Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18)».

— Спасение только в Православии. По поводу остальных христиан  мы можем надеяться лишь на милосердие Божие. «Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах».

-Единство христиан значит их возвращение к Православию. «Признавая необходимость восстановления нарушенного христианского единства, Православная Церковь утверждает, что подлинное единство возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Все иные «модели» единства представляются неприемлемыми».

— Клевета на священноначалие и  его осуждение  — это грех.  «Церковь осуждает тех, кто, используя недостоверную информацию, преднамеренно искажает задачи свидетельства Православной Церкви инославному миру и сознательно клевещет на Священноначалие Церкви, обвиняя его в «измене Православию». К таким людям, сеющим семена соблазна среди простых верующих, следует применять канонические прещения».

promo alexandr2201 july 21, 2015 16:16 8
Buy for 100 tokens
Недавно Казанскую духовную семинарию посетили два известных блогера. Посол «Живого журнала» в Татарстане Нияз Аксанов kukmorkukmor и его супруга–блогер Ксения aksanova. После встречи с ректором гости взглянули на церковное учебное заведение…
Поминает ли Православная Церковь Папу Римского?
Смотря какого... вот Григория Двоеслова - конечно!)))