С Рождеством? С Рождеством! С Рождеством…

Сегодня католики, протестанты и бОльшая часть православного мира празднуют Рождество Христово.  Русская Православная Церковь  и ряд других Православных Церквей празднуют Рождество после Нового Года. То есть 7 января. Не раз приходилось слушать рассуждения на тему того, что надо бы календарную реформу провести и т.д.
Моя позиция такова: в самом факте празднования Рождества 25 декабря, то есть использовании другого стиля,  ничего плохого нет. Но  последствия  перехода со стиля на стиль станут такими разрушительными для Церкви, что лучше оставить все как есть.
Более подробно мои размышления можете прочитать в моей статье, написанной несколько лет назад.
Каждый год по мере приближения зимних праздников многие задаются вопросом, который в обычное время их не интересует. Это вопрос календарный: «А почему русское Рождество после Нового года, а католическое – до»? Зачастую данная проблема не носит характера философского или  богословского рассуждения о сакральности времени и пространства, и представляет собой  банальное недоумение, почему же сначала надо поститься в Новый год, а потом отмечать Рождество?  Как правило, диссонанс между периодически просыпающимся в глубине души религиозным чувством и банальным желанием упасть под новогодний стол зачастую приводит к дискомфорту, что в свою очередь направляет умственные силы к решению столь важного вопроса.

Так в чем же проблема? Почему в России Рождество празднуют после Нового года? Почему Новый год попадает на пост? По сути, это вопросы обывательского уровня, однако, за ними скрываются большие проблемы — это и использование юлианского и григорианского календаря, и необходимость реформы в Церкви, на периферии которой маячит призрак раскола, и многое-многое другое.

Приступая к столь сложному разговору, необходимо сделать два важных замечания.

В первую очередь необходимо оговориться, что о проблеме старого и нового стиля (собственно это и есть более простое название юлианского и григорианского календаря) написано очень многое, и я не считаю нужным в рамках данной статьи разбирать особенности той или иной календарной системы и степень их точности.

Во-вторых, автор излагает лишь свое личное мнение относительно возможности и невозможности, а также необходимости церковной реформы. Нужна ли такая реформа на самом деле? — это вопрос ко всей полноте Церкви, и он не может быть решен на уровне отдельного частного мнения.

Итак, давайте последовательно разбираться.

Как известно из истории человечества, практически все цивилизации, когда либо населявшие Землю, имели собственное летоисчисление, основанное на разных принципах и точках отсчета. Это могли быть лунные или солнечные календари, либо же системы отсчета, основанные на сотворении мира, либо на дате Хиджры, или же на годах эры Нирваны. Как известно, не существует идеального календаря – любая система отсчета допускает ту или иную погрешность. Как мы знаем, человеческий разум далек от совершенства и не может  полностью осмыслить и выразить в некой универсальной формуле всю глубину нашего и мирового  бытия.

Так называемый юлианский календарь был введен Юлием Цезарем, поскольку он был более совершенен, чем принятый ранее римский. Разделив год на 365 дней и отдельно выделив високосные года, Цезарь стал своеобразным законодателем времени. Вряд ли гениальный полководец подозревал, что окажет огромнейшее влияние на развитие христианства.  Молодое христианство,  распространявшееся по Римской Империи, активно вбирало в себя все то хорошее, что  существовало в языческом мире.

Конечно же, проблема использования христианством элементов языческого мира требует отдельного исследования. Обозначу лишь, что автор в данном вопросе следует традиции, заложенной Василием Великим в его «Увещании к молодежи о том, как извлечь наибольшую пользу от чтения языческих авторов», в котором святой выступает за использование христианством всего того хорошего, что есть в языческом мире. Так христианство вобрало  в себя и ассимилировало античную философию, платонизм и неоплатонизм и многое другое. К этой же категории  относится и календарь.

Размежевавшись с иудаизмом, христианство отказалось и от перспективы использования еврейского календаря. (А ведь Христос и апостолы жили именно по нему!)  При выборе системы летоисчисления их выбор пал на принятую тогда в Империи систему юлианского календаря.

Вселенские Соборы определили  дату Пасхи, которая рассчитывалась в зависимости от дня весеннего равноденствия. Однако юлианский календарь не прошел испытание временем. Имеющиеся в нем неточности привели к постепенному «сползанию» дат празднования Пасхи и Рождества.

Желая исправить эти неточности, Папа Григорий XIII провел календарную реформу. Как я уже говорил выше, в  рамках данной статьи опускаются математические и астрономические подробности данной реформы. Скажу лишь, что григорианский календарь стал точнее, чем юлианский, и более соответствовал ходу времени. Иными словами, церковные праздники стали меньше сдвигаться во времени и пространстве.

Однако между юлианским и григорианским календарями существует разница, которая постепенно увеличивается. Так, в XVI—XVII вв. разница между ними была  10 суток, в XVIII в. — 11 суток, в XIX— 12 суток, а в XX-XXI веках составляет 13 суток и продолжает нарастать.

Таким образом, использование юлианского календаря чревато для Церкви тем, что начиная с 2101 года, нам придется праздновать  Рождество не 7,  а 8 января.

Понимая важность этой проблемы, большинство Православных Церквей мира в 1928 году перешло на так называемый новоюлианский календарь, отличающийся большей точностью по сравнению с юлианским.  Интересно, что григорианский и новоюлианский календари идут впереди старого юлианского на 13 дней и полностью будут совпадать до 2800 года. Иными словами, те Церкви, которые приняли новоюлианский календарь, до 2 800 года будут отмечать основные праздники вместе с католиками и протестантами.

Не перешли на новоюлианский календарь лишь несколько Церквей мира: это Русская, Болгарская, Иерусалимская, Сербская, монастыри Афона и ряд отдельных приходов. Принятие нового календаря привело к расколу и образованию нескольких так называемых «старостильных Церквей», также использующих только лишь юлианский календарь.

Как мы видим, Русская Церковь осталась в стороне от этих общеправославных процессов.  1928 год — это время, когда Церковь только-только вышла из огня революций, страдала от внутренних расколов и начинала вступать  в репрессии 30-х годов. Советские власти не только отделили Церковь от государства и школы, но и постарались максимально изолировать ее. Одним из шагов на пути к этой изоляции и послужило принятие в России официального григорианского календаря. Если до революции государство и Церковь жили по единому для них юлианскому календарю, то после подписание Лениным 26 января 1918 года Декрета Совнаркома разделило время в Церкви и время в государстве. Получился парадокс — Новый год оказался вытеснен на Рождественский пост, и у многих верующих появилась дилемма, что же делать: благочестиво поститься и ждать Рождества, либо же отмечать Новый год со всей страной?

И  эта ситуация остается неизменной на протяжении уже 94 лет.  За это время произошло много попыток богословского объяснения использования Русской Церковью юлианского календаря. Рассмотрим наиболее общепринятые аргументы в пользу «старого стиля».

Во-первых,  некоторые богословы и апокалипсически настроенные старцы ставят знак тождества между юлианским стилем и русским православием. Однако,  как показывает нам история Церкви, чрезмерное увлечение национальным в церковной жизни с большой долей вероятности приводит к краху. Примерами этого может служить старообрядческий раскол, когда следование местной традиции оказалось для многих куда важнее истинного содержания христианства. На мой взгляд, нежелание отказаться от юлианского стиля стоит в одном ряду с двоеперстным крестным знамением и старообрядческими архиерейскими митрами с опушкой.

Во-вторых, следование юлианскому стилю представляется как своего рода оппозиция сразу же двум врагам — собственно государству (само собой, безбожному) и западному миру (ведь именно оттуда пришел григорианский стиль, названный в честь Папы).

Иными словами, Церкви нужно максимально отгородиться от всего остального внешнего мира. Многие сторонники юлианского стиля пытаются представить Церковь в виде большого окопа, на который со всех сторон нападают враги, отбиваться от которых лучше всего предметами духовной старины…

Сторонники григорианского стиля подчеркивают, что весь остальной христианский мир уже давно перешел на другой стиль.

Переход Русской Церкви на григорианский стиль, по мнению сторонников этого, привел бы к укреплению христианского единства.

Так же можно было решить и проблему поста в Новый год — Рождество бы просто предшествовало празднованию Нового года.

Казалось бы все правильно и логично. Однако существует абсолютно однозначная позиция Церкви относительно  перспектив перехода на новый стиль. Она озвучена в «Определении Священного Синода от 17 февраля 1997 года о юлианском календаре», в котором говорится: «Свидетельствовать, что в нашей церковной и общественной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В связи с этим ясно заявить, что вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит».

Такую же позицию занимает и Патриарх Кирилл, который год назад на Епархиальном Собрании Москвы однозначно высказался, что «никакого перехода на григорианский календарь не будет. Хватит поднимать эти провокационные вопросы, хватит раскалывать Церковь».

В итоге получается, что с одной стороны, более правильно перейти на григорианский стиль, однако сама Церковь выступает за юлианский. Как может произойти такое разногласие? Кто не прав — Церковь или наши расчеты и рассуждения относительно календаря? Правы и те, и другие.

К великому сожалению, в России не православие, а обрядоверие, вера в гегемонию внешней стороны Таинства и обряда над внутренней. И каковы бы ни были аргументы в пользу нового стиля и выгоды этого, Русская Церковь останется на юлианском летоисчислении. И полностью прав Патриарх, главной задачей которого является сохранение церковного единства. Не надо искусственно раскачивать церковный корабль, потому что он может разбиться о скалы обрядоверия…

Календарная реформа приведет к грандиознейшему расколу за всю историю русского православия. Верующие, привыкшие жить по юлианскому календарю, не смогут перейти на новый стиль, как бы это правильно не было бы.

А  простой русский обыватель  не будет принципиально менять свою жизнь из-за того, что Рождество будет 25 декабря. Для него лишь новогоднее застолье станет дольше… Если мы изменим стиль, то миссионерский результат этого будет минимальный, а отток уже существующих прихожан катастрофический.

Итак, я призываю сохранить старый стиль. Сохранить во имя единства Церкви, во имя ее стабильного развития и гармонии. А что делать с отмечанием Нового года? Это повод поупражняться в благочестии! Наша вера и наш пост должны пройти испытание обильным новогодним застольем. Так что же в этом плохого? Наоборот, преодолев это испытание, мы сможем более достойно приготовиться к Рождеству, и с чистым сердцем встречать родившегося в мир Господа.
Рождество 15


promo alexandr2201 july 21, 2015 16:16 8
Buy for 100 tokens
Недавно Казанскую духовную семинарию посетили два известных блогера. Посол «Живого журнала» в Татарстане Нияз Аксанов kukmorkukmor и его супруга–блогер Ксения aksanova. После встречи с ректором гости взглянули на церковное учебное заведение…
К тому же, по моим наблюдениям, большинство сторонников календарной реформы - это далекие от Церкви люди, переживающие за возможность "законно" предаться пьянству и чревоугодию в Новый Год.
Да, все логично. С одной стороны вопрос, вроде как, обрядовый, в Церковь входят по разному празднующие. С другой... "работает - не трож!!!". Хотя, конечно... праздник Рождества 2мя датами в одной Церкви (в разных Поместных по разному)... тоже странно.

Но вот еще довод за астрономически неточный Юлианский.
А что если лет через... сколько-то будут базы в космосе с приличным населением? Города-шахты на спутниках Юпитера, переработка на орбитальных заводах Марса и т.д.? Астрономический год, там, по понятной причине, совершенно оторван от любого календаря Земли. И будут вариант - либо местные Поместные Церкви (мы ведь о серьезных поселениях), имеют свой календарь в котором и вовсе в году тысячи дней, то ли действуют накладывая некий земной календарь не обращая внимания на астрономию. И тут, для пущего равенства, Юлианский календарь будет иметь преимущество - он и для Земли не вполне точный астрономически, он такой... особый... церковный. Равный для всех поселений, что Земли, что предполагаемого завода на Плутоне.
Я думаю, наша задача-воспитать поколения православных, которые смогут разобраться с этой проблемой.
Адекватных, воцерковленных людей, которые и Марс колонизируют, и Плутон "катехизнут" )
Тоже верно. Но желание иных собратьев обязательно все подогнать под астрономически точные даты решает лишь сегодняшнюю, причем не духовную, а научную и социальную, задачу. А вот завтра... Юлианский календарь может иметь и астрономические преимущества - как независимый ни от чего.
а вот воспитаем мы людей, которые будут понимать, что календарь -это условности, а главное в Церкви-Сам Христос и будет все хорошо!
Не выйдет. Люди разные. Если откровенные ереси можно отсечь, если можно научить христианским истинам, то очень сомнительно, что можно сменить акценты в вере, скажем в направлении "традиция"-"научное богословие". Да и совершенно не факт, что это полезно. Ученый богослов это все таки вовсе не Богослов. Он может от своей учености быть даже худшим верующим, чем иной обрядовер. В общем то это растяжка между заблуждениями слишком рациональных протестантов и гносеомахов-обрядоверов. И всегда будет множество людей, для которых привычный обряд и традиция очень важны, являются опорой их духовной жизни. Можно чуть-чуть переубедить по особо важным духовно вопросам, например, что причащаться все таки надо бы не раз в год, а почаще.

Но все это переубеждение само по себе опасно, так как выбивает опору в верующем. Иногда надо обязательно, но только если опора ну совсем уж неверна, когда человек точно и гарантированно идет совсем не к Богу опираясь на свои убеждения. Скажем, вариант "айда до нашего капонира, будем боятся шестерок и новостильников!"

А переубеждать по третьестепенным, более чем спорным вопросам вроде календаря... разве что убедить не считать еретиками имеющих иные календари.
Вопрос очень сложный. Но хотя бы по основным пунктам надо поработать.Например, убедить, что Причащаться надо почаще, а жить по благочестивее.
С Причастием относительно просто. Каноны есть, доводы. А вот что значит "поблагочестивее" это ой какой вопрос. Особенно вопрос мотивации. Бывает постник и ханжа по причине крайней гордыни, а со стороны такой замечательный... И это одно из самых тяжких вариантов - не переубедить, он ведь внешнюю сторону делает лучше большинства священства (из них первый разгильдяй я)... А то, что идет не к Богу, а от Бога... это формально показать невозможно.

Edited at 2014-12-25 12:35 pm (UTC)
К сожалению, таких много. Постится строжайше, а в основе всего гордыня. Знал такого человека: бизнес разрушил, с женой развелся, ест нормальную еду в субботу и воскресение, в остальное время хлеб и вода. Весь злой, все в мире грех, всех осуждает, Причащается в лучшем случае раз в месяц...
Бывает и часто причащаются. И исповедуются. Просто свое состояние грехом не считают, а на попытку вразумить находят поводы не согласится. Самые безумные поводы. Правда, чаще такое когда причастие - есть, а вот исповедь... ну например только общая. Или редкая. Или еще что неправильно. И может быть без "все грех", и без развала вокруг себя всего... но при том перекос очень жесткий. А самое явное проявление - жесткое формальное несмирение перед волей священников или священноначалия. Рано или поздно становится очень заметным...
Но все же лучше, когда часто Причащаются. Так возникает единство со Христом. А когда редко-это уже единство с Его противоположностью...
Лучше. Но... бывает, когда упираются ТОЛЬКО в частоту Причастия. А это тоже будет не вполне правильно. Причастие во осуждение вполне бывает на практике, если проблемы с покаянием или с отношением к Таинству. Да и ситуация примерно раз в месяц это еще очень и очень неплохо (лучше чаще, но...), если смотреть на реальную практику. Ну и даже практика редкого, 1-5 раз в году, Причастия приносила благочестивым людям хорошие плоды, не надо так уж резко их от Церкви отдалять. Просто это сложнее, тяжелее.
Да,все индивидуально!
Например,лично для меня куда лучше Причащаться часто.
По поводу застолья Новогоднего очень верно.
Обильные застолья ни к чему
Абсолютно ни к чему!
Поскольку идет пост, то Новый Год я отмечаю, когда рыба на столе, а не гости под столом)

Edited at 2014-12-27 08:07 am (UTC)