fr. aleksandr.ermolin (alexandr2201) wrote,
fr. aleksandr.ermolin
alexandr2201

Отец Александр Шмеман о трагическом парадоксе католичества

"Трагический парадокс католичества: без абсолютного послушания Папе, без культа Папы, это послушание обуславливающего, оно неизбежно распадается. А с этим культом и послушанием – заходит в тупик. И вопрос, как я его понимаю, в том, пойдет ли Папа на то, чтобы за восстановление «монолита» заплатить ценой отсечения неизлечимых членов. Как заплатило папство за «непогрешимость» в 1870 году отколом старокатоликов. Но тогда подавляющее большинство богословов было за ультрамонтанизм1265, и откол прошел почти незамеченным. Сейчас же уже не большинство, а все богословие в целом, вся мысль в католичестве – против монолита, против папства в его «ультрамонтанском» восприятии.



Через всего лишь одну неделю после, казалось бы, неслыханного триумфа Папы и папства эти иезуиты и монашки выглядят и ведут себя «как ни в чем не бывало…», точно к ним это не имеет ни малейшего отношения. Такое впечатление, что они даже не сердиты, не огорчены, не обескуражены… Этот триумф, говорит мне Roy Larson, может быть, подействует на молодежь, молодые пойдут в семинарии. Но будут ли это лучшие? А не узкие «религиозники» и «клерикалы»? И я согласен с этим опасением. Вот вчера, на очень дружеском и как-то подлинно «взволнованном» обсуждении моего доклада (о Духе Святом, о Литургии, об эсхатологии), эти самые иезуиты в галстуках спрашивают: да, но мир, где мир, где отношение всего этого к миру? И я отвечаю: да, может быть страшное демоническое восприятие Церкви. Вера в Церковь, заменяющая веру в Бога и просто «исключающая» мир. Тогда как Церковь только потому и нужна, что она не «третий» элемент – между Богом и миром, а новая жизнь (то есть жизнь с Богом и в Боге) самого творения, самого мира. Так вот именно этот «клерикализм» уже не духовенства только, а самого восприятия Церкви составляет всегда, во всяком случае сейчас, главное искушение тех молодых, что «приходят к Церкви». Обожествление Церкви, Церковь – Бог… И не в страхе ли этого искушения, сильнее всего пережитого именно католичеством, почти с ним отождествленного, снимают эти иезуиты рясы и пасторские воротнички и не заслуживает ли этот страх того, чтобы быть понятым, услышанным? Нет, это не просто «либерализм», это также и знание греха, присущего определенному типу «церковности». Не случайно и наши собственные молодые «церковники» с таким пафосом возвращаются к рясам, к камилавкам, ко всему «поповскому обличью». Может быть, я не прав, но мне кажется: если бы они любили «прежде всего» Бога и ближнего, им это не было бы так нужно. Но они любят Церковь-в-себе (an Sich), ее «триумф» (хотя бы символический) есть их триумф. «А Бог? – хочется перефразировать Розанова. – Что же, о Боге можно тоже поговорить… Но разве в Нем дело?»
Так или иначе, но кризис католичества, который, я убежден, не разрешается, а углубляется этим «монолитным» Папой, есть наш общий кризис, в который мы, хотим мы этого или нет, не можем не оказаться «включенными». Если победит Папа – усилится клерикализм у всех христиан. Если не победит – усилится он, во всяком случае, у нас, православных. Ибо мы окажемся последними, уже поистине апокалиптическими, носителями и поклонниками Типикона, канонического права и клерикального триумфализма. Надо молиться о Церкви".
Протопресвитер Александр Шмеман. Дневники.М.: Русский путь, 2013, с. 481-482.
Tags: Александр Шмеман, Католичество
Subscribe
promo alexandr2201 july 21, 2015 16:16 8
Buy for 100 tokens
Недавно Казанскую духовную семинарию посетили два известных блогера. Посол «Живого журнала» в Татарстане Нияз Аксанов kukmorkukmor и его супруга–блогер Ксения aksanova. После встречи с ректором гости взглянули на церковное учебное заведение…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments