Этот страшный Новый Год

В преддверии Нового Года поделился с  «Протоинфо» своими мыслями относительно православного отношения к  этому празднику

Каждый раз в конце календарного года перед православными верующими встает вопрос: как относиться к грядущему празднику. Традиционно в православной среде выделяются две партии: одна из них резко отрицает все новогодние торжества, называя праздник антихристианским, а другая часть, наоборот, в угоду либерализму говорит, что нет ничего страшного в том, чтобы хорошенько отметить наступление Нового года. Давайте попробуем разобраться в столь неоднозначном вопросе.
images (2)

Вспять не повернуть

До революции проблемы Нового года для верующих не существовало. Рождество приходилось на 25 декабря, а Новый Год на 1 января. Все было логично: рождение Богомладенца Иисуса находилось во главе угла, а Новый Год был не постным днем. Но со сменой календаря все перевернулось с ног на голову: коварный праздник Новый Год оказался в самом конце Рождественского поста. Как правило, именно на это и указывают те православные, которые называют его антихристианским праздником. Да, конечно, новый праздник, приходящийся на конец поста, явно не самая благочестивая идея, но…
Но прошло почти сто лет и назад уже не повернуть. Новый Год 1 января уже прочно занял свое место в российском календаре, а проводить реформирование церковного календаря с тем, чтобы отмечать Рождество 25 декабря – такая игра не стоит свеч. Календарный и обрядовый вопрос – вещь тонкая и, как показывает история Русской Церкви, именно такие вопросы становятся катализаторами расколов и нестроений. Поэтому просто смиримся и оставим в календаре все как есть.

Есть или не есть?

Для многих воцерковленных православных главная новогодняя дилемма – это постный или непостный стол. Как правило, за новогодним столом собирается вся семья и большинство из них невоцерковленные люди. Лично я из опыта подобных новогодних посиделок вынес одну простую истину – если эти люди на самом деле тебе близкие, то они
обязательно приготовят для тебя рыбку, порежут постный салатик, и не будут обижаться, что ты ограничился парой бокалов вина. К тому же, настоящие друзья это те, кому дорого общение с тобой, а не распитие определенного количества алкоголя. На мой взгляд, это самый оптимальный вариант. И родственники с друзьями довольны, и пост сохранен.

Что больший грех?

Осуждение –пожалуй, один из самых тяжких грехов. Именно повальное осуждение всех, кто празднует этот богомерзкий праздник может оказаться куда большим грехом, чем съеденный за столом «Оливье». Людей надо любить и жалеть-это простая и всем известная истина. Любить как творений Божиих и жалеть как несчастных, не знающих Истины во всей ее полноте. Ну не знают они, что Рождество важнее Нового Года. Не знают основ православия и от всей души считают Новый Год главным праздником своей жизни. И к таким людям надо отнестись с любовью. Быть может, со временем благодаря общению с Вами они осознают, что лучше провести Новый Год с рыбой на столе, а не самому под столом. Быть может, узнают, что 2 января Церковь празднует память святых мученика Вонифатия и праведного Иоанна Кронштадтского, которым традиционно молятся об исцелении от недуга пьянства. Но все это зависит в первую очередь от нас самих, нашего поведения за новогодним столом.
Так что будьте примером для Ваших невоцерковленных друзей, не ведитесь на провокации и готовьтесь встретить Рождество Христово! Желаю всем начать грядущий год молитвой и продолжить в радости!
promo alexandr2201 july 21, 2015 16:16 8
Buy for 100 tokens
Недавно Казанскую духовную семинарию посетили два известных блогера. Посол «Живого журнала» в Татарстане Нияз Аксанов kukmorkukmor и его супруга–блогер Ксения aksanova. После встречи с ректором гости взглянули на церковное учебное заведение…
И в продолжение темы Нового Года хочу процитировать отца Александра Меня об относительности всех дат нашего календаря и вечности одного только Бога:
" Это все человеческие сроки, человеческие даты, наши земные отсчеты, составленные так, как удобно нам.
Однако эти знаки, эти вехи напоминают нам о том, что хотели обозначить люди, — какой бы год ни начинался, церковный или гражданский, восточный или западный, — а люди всегда хотели отметить стремительный бег времени. И — Священное Писание постоянно нам напоминает о том, какое значение имеет в жизни человека время.
Мы в него погружены, как тело в быстро несущуюся реку! Время необратимо, его нельзя повернуть вспять. Время неостановимо, каждую долю секунды оно продолжает нестись вперед. Вся наша жизнь погружена во время и от времени зависит.
Только Господь находится над временем, над этим потоком, в Своем бесконечном царстве света. У Бога «тысяча лет как один день и один день как тысяча лет». Между тем для нас с вами иногда минута и час могут длиться, а годы иногда пролетают совершенно незаметно. Мы с вами рабы времени и освободиться от него не можем. Тем не менее, раз воля Божия жить нам в этом времени, мы должны помнить, что именно в нем проходит вся наша жизнь и совершаются все наши дела"
Протоиерей Александр Мень