fr. aleksandr.ermolin (alexandr2201) wrote,
fr. aleksandr.ermolin
alexandr2201

Сто лет одиночества

«Сто лет одиночества»  - пожалуй, одна из самых читаемых книг XX века.  Но в многочисленной толпе поклонников творчества Маркеса   есть группа  людей, относящихся к его работам с удивлением. И группа  эта – православные христиане, которые обращают внимание на некоторые странные аспекты  данного произведения. 
Но прежде чем перейти  к  православной оценке произведения Маркеса    постараемся кратко  описать его суть. «Сто лет одиночества»  - это роман в стиле магического реализма, то есть реальность и фантастика причудливо переплетаются друг с другом и порой сложно понять где заканчивается одно и начинается другое.  В романе весьма органично сплелись вместе  улетающие в небо девушки и  красочные описания походов в бордель.  Такой вот мистический реализм…
События разворачиваются в небольшом городке Макондо и все они связаны с историей  семьи Буэндия, из которой и происходили летающие девушки и  ходоки  по борделям. Честно признаюсь, что из-за постоянного повторения в нескольких поколениях одних и тех же имен героев немного теряешься и начинаешь забывать о ком же шла речь. Но, видимо, такова задумка автора…
В течение более чем ста лет  члены семьи Буэндия строят дом, который живет и умирает вместе с городом,  устраивают войны и восстания, рожают  детей, проматывают огромные состояния и …радостно предаются разврату, инцесту и  даже педофилии.
sto-let-odinochestva_10387690Боязнь хвостика
Основы падения рода Буэндия и самого городка Макондо были заложены уже  его основателем Хосе Аркадио Буэндиа.  Он женился на своей двоюродной сестре Урсуле, которая была, пожалуй, единственным положительным  героем в романе Маркеса.  С момента их свадьбы возникает суеверный  страх семьи Буэндия - все они боялись рождения ребенка со свиным хвостиком. Боялись, но с упоением предавались инцесту. Маркес, кстати, твердо следовал  принципу реализма и в весьма ярких красках и подробностях излагал  сексуальную жизнь рода Буэндия.
     Основоположник Макондо был не только  сумасшедшим мечтателем и изобретателем, каковым его  хотели видеть бы многие поклонники Маркеса.  Он был еще и мистиком, искателем «философского камня» и какого-то тайного, поистине гностического  знания.   Подобно тому, как  история рода начинается с поисков мистического знания, так и заканчивается она  с его  открытием. Тайное знание цыгана  несет в себе информацию о конце рода Буэндия и всего городка, не имевших «второго шанса на земле».
Кровавый герой
Но не инцестом и мистикой  единой занимался род Буэндия. Полковник Аурелиано, герой  многочисленных и кровопролитных войн, является еще одним антигероем романа.   Если в православной традиции речь идет о «святом воинстве», под которым подразумевается война ради защиты своей  Родины  и своей веры, то Аурелиано воплощает в себе  другую логику – «войны ради войны».   За время военных походов полковник имел связи со множеством женщин, при  этом зачастую даже не видел их лица. Они приходили ночью в палатку к полковнику для «улучшения породы», а утром уходили.  Результатом  таких отношений стали 17 незаконнорожденных детей полковника, а также толпы очень похожих на него ребятишек  по всей стране.  Кстати, обращу внимание на одну занимательную подробность – все дети полковника погибают, хотя и при  жизни не выделяются какими то особыми качествами.
И еще одна интересная подробность – полковник Аурелиано, будучи сторонником либералов, активно преследовал священников и гнал Церковь. Тоже  немаловажный штрих к портрету полковника, также как и все из его рода страдавшего одиночеством.
Латиноамериканская «Лолита»
Не брезговали Буэндия и педофилией. Любовь взрослого мужчины к юной девочке, еще не достигшей полового созревания – сюжет, вполне достойный Набокова и его «Лолиты».  Не случайно протоиерей Всеволод Чаплин в одном из своих интервью предложил проверить  «Сто лет одиночества» и «Лолиту» на предмет пропаганды педофилии.  Имеет склонности к педофилии и Хосе Аркадио,  из которого пытались сделать  Папу Римского, но который сразу же по прибытию в Рим сбежал из семинарии и предался всем видам разврата.
Как мы видим,  требование приносить чистую жертву Богу  было далеко не случайно. Попытка Урсулы воспитать  одного из отпрысков своего рода как священнослужителя закончилась грандиозным провалом и трупом несостоявшегося римского епископа  в бассейне. 
Buendia_0

Страсть и расточительность
В основе  жизни Буэндия лежит страстность и  расточительность.  Аурелиано Второй вел разгульный образ жизни и никак не мог определиться с кем хочет  жить – с женой или любовницей и постоянно переезжал от одной к другой.   Что самое поразительное, он считал свой образ жизни основой своего благополучия, а неуемную сексуальность своей любовницы возводил на уровень своеобразного культа плодородия, от которого активно плодятся коровы, приносящие ему богатство.   На могилу Аурелиано друзья положат венок со словами «Плодитесь, коровы, жизнь коротка!» Пожалуй, не самое  хорошее жизненное кредо с точки зрения христианства…
Именно Аурелиано  провел в доме весьма интересный «ремонт», а именно обклеил дом деньгами, показывая этим свое отношение к  жизни. В самом деле, зачем тратить деньги на что то  хорошее или вообще беречь их? Ведь каждый поход к любовнице заряжает все вокруг сексуальной  энергией,  к которой приобщаются даже коровы и вновь приносят ему деньги.
Падение дома
Окончание  истории символично. В результате кровосмешения старый страх семьи Буэндия становится реальностью – рождается ребенок со свиным хвостиком.   Хотя сами последние члены семьи уже относились к  этому семейному преданию с меньшим волнением и словно отмахнулись от  него – ну да, с хвостиком, потом сам отвалится. 
В конце романа  муравьи, а именно они  захватывают большую часть  опустевшего дома,  утаскивают последнего  из этого рода ребенка.  Завершается история рода  с того, с чего и началась – с мистики. Последний Буэндия расшифровывает магические трактаты  и в это время  ураган обрушивается на Макондо и полностью уничтожает и его, и жалкие остатки  рода Буэндия, который, по словам Маркеса, «не имел второго шанса на земле».
Маркес

Трагедия одиночества
История Буэндия -  это история трагедии одиночества. Все они  одиноки и инцест это своего рода проявление одиночества, замыкания в самих себе. Не случайно полковник Аурелиано рисует вокруг себя трёхметровый круг, огораживающий его от всего остального мира.
В Макондо одиноки все Буэндия и одиночество губит их род, бросая в страшные грехи и искушения.
Они одиноки и не умеют любить. Единственная пара, по настоящему любившая друг друга, - это последние Буэндия, родившие ребенка с поросячьим  хвостиком. Но и  эта любовь аморальна по своей сути, так как основана на  эгоизме и нарушении  нравственных норм.
Итак, подведем некоторые итоги. Православная оценка «Ста лет одиночества» очень проста. Человек не  одинок по своей природе. Человек – это существо, созданное для Богообщения, а Церковь – это собрание, на котором верующие соединяются воедино со Христом в Таинстве Евхаристии.  Единение с Богом насыщает жизнь смыслом, учит любви и радости. Но род Буэндия в  большинстве своем были богоборцами и страдали из-за  этого. Отсюда проистекали и их страсти и терзания, ведь никто не отменял простой закон – «Кто не со Мной, тот против Меня» (Лк.11:23), то есть если не хочешь быть со Христом, то будешь с Его противником и будешь страдать от бесконечной вечности одиночества.
Читать или не читать Маркеса – этот вопрос каждый должен решить для себя индивидуально. Но в любом случае  православный христианин всегда должен помнить об универсальных нравственных критериях, заповеданных Христом и должен сверять с ними все в своей жизни. Не оспаривая литературного гения Маркеса мы, тем не менее, не можем разделить  восторгов относительно самого образа жизни Буэндия и, конечно же, выступаем против популяризации такого образа  жизни в современном обществе.







 
Tags: Книжная полка
Subscribe
promo alexandr2201 july 21, 2015 16:16 8
Buy for 100 tokens
Недавно Казанскую духовную семинарию посетили два известных блогера. Посол «Живого журнала» в Татарстане Нияз Аксанов kukmorkukmor и его супруга–блогер Ксения aksanova. После встречи с ректором гости взглянули на церковное учебное заведение…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments