«О подготовке ко Святому Причащению»: без крайностей и с любовью

Межсоборное Присутствие  обсудило  документ, касающийся самого  важного, что есть в  жизни каждого православного  христианина –Таинства Евхаристии. За многовековой опыт  Церковь знала самые разные подходы к вопросу подготовки ко Причастию: от требований  соблюдения мирянами  монашеских уставов до полного либерализма и  безразличия. 
Сравнительно небольшой документ  раскрывает основные аспекты  отношения современной Русской Православной Церкви к вопросу подготовки к  Таинству и участию мирян в нем.

Учите историю
Начинается документ с  обширного исторического вступления. В  нем описывается,  как постепенно верующие причащались все реже и реже, как падала высота их духовной  жизни.  В  итоге  в начале XXвека практически нормой стало крайне редкое Причащение. А, как известно,  кризис Евхаристии порождает глобальный  духовный кризис, который и  охватил  Российскую Империю и стал одной из причин ее падения.
Эпоха гонений  изменила евхаристическое  мышление мирян и  сейчас  наши современники причащаются куда более часто, чем  их предки, жившие   сто  лет назад. 

Критерий-совесть

Сразу разочарую тех, кто  ожидал, что  документ укажет  какие то конкретные критерии частоты Причастия или  строгие  рамки подготовки. В данном случае все очень индивидуально и  зависит от духовного состояния  человека и его желания  жить духовной  жизнью.   Однако общая направленность  очевидна –миряне  должны стремится к как можно более частому участию в Таинстве. 
При  этом  подчеркивается, что   для каждого человека своя мера подготовки ко Причастию. «Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой для причащающихся несколько раз в году достаточно поговеть три дня, а для причащающихся чаще одного раза в месяц — одного дня, при условии соблюдения однодневных и многодневных постов, — вполне соответствует преданию Церкви».

Блуд  есть блуд
Очень порадовало, что  документ дал ясную и четкую оценку  столь модному ныне понятию «гражданского  брака». «Гражданский  брак» есть блуд и каноническое  препятствие к участию в Таинстве Евхаристии.  При  этом  подчеркнуто, что брак,  зарегистрированный  перед лицом государства,  но по каким-то причинам невенчанный, не является  блудом и, соответственно, препятствием к Причастию. Учитывая ужасную статистику  «гражданских  браков»  это очень верное и точное  замечание.

Главная фигура

В документе явно прослеживается мысль, что главной фигурой в  духовной  жизни мирянина  является его  духовник.  Именно он определяет меру поста и частоту Причащения каждого отдельного человека.  И  это не может не радовать!  Общение с духовником  всегда полезно для человека  и    не  позволяет   заниматься духовным «самолечением», что может быть очень опасно.  С печалью наблюдаю тот факт, что многим   людям почему то сложно подойти ко священнику и о чем то его спросить.  Такие  люди  зачастую  обращаются к «авторитетам»: Интернет-форумам,  бабкам, слухам и так далее.  А  обращаться  надо ко священнику! Тем более, что  в  большинстве храмов  есть возможность  поговорить со священником.

Без крайностей

Наверное, именно  этими словами я бы  охарактеризовал  главную мысль  этого  документа. Во всем должна быть  любовь и все должно быть  направлено на пользу для человека.  Нас призывают избегать крайностей, как чрезмерной строгости, так и чрезмерной  слабости. Например, в тексте говорится, что  «крайне строгий подход к подготовке ко Святому Причащению, имевший положительные духовные стороны, приводил, однако, и к тому что некоторые христиане подолгу не причащались, ссылаясь на необходимость достойной подготовки».  Но при  этом, «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно».
Судя по обсуждению  документа в Интернете, консерваторы  ругают его  за  кажущийся  либерализм,  либералы  хотят  еще  большей  либерализации.    Но  не может быть  единого универсального ответа   на столь сложный и неоднозначный вопрос.   Главное  - это не впадать в крайности и  жить со Христом. 
http://protoinfo.ru/o-podgotovke-k-prichastiyu-bez-kraynostey-i-s-lyubovyu/



скачанные файлы

promo alexandr2201 july 21, 2015 16:16 8
Buy for 100 tokens
Недавно Казанскую духовную семинарию посетили два известных блогера. Посол «Живого журнала» в Татарстане Нияз Аксанов kukmorkukmor и его супруга–блогер Ксения aksanova. После встречи с ректором гости взглянули на церковное учебное заведение…
Я тут на Курайнике http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=639884.0 как раз воюю с ультралибералами. Их возмутило то, что вопросы послабления не автоматические, а на усмотрение духовника. Мол, а кто такой этот духовник, почему я должен его слушать, каноны их не знают (Вселенские каноны, других эта публика не признает и эти то трактует забавно). И вообще "я раз в 3 месяца хожу, почему это я готовится должен? Почему это подготовка может быть снижена для еженедельного, а не для меня?" В общем, кошамар...
Ультралибералы и ультраконсерваторы -это две крайности. Либералам бы вообще отменить любую подготовку, а консерваторам -вообще бы не Причащаться.
Спасибо! И Вам!
А с каким бы интересом прочитали если бы были "в теме")
Тут такие баталии среди тех, кто "в теме"))
Правильно понимаю, что подобного документа, да и каких-то общих рекомендаций не было в нашей Церкви? И каждый священник давал наставления на приходе или в интернете исходя из собственного мнения/опыта/знаний?
В принципе да. Есть традиция, есть какие то писанные документы, но многие из них также отражают жизнь другой эпохи и т.д.
По сути, инновационный документ)
Но не жесткое указание, а рекомендация к действию.
В вашей статье прописана одна очень важная мысль, что нет ничего лучшего, чем обсудить со священником вопрос, а не на интернет-форуме.
Ну конечно! Наши люди почему то стесняются подходить к священству за советом.
По поводу вышеописанного и таинства Евхаристии у меня есть два своих глубинных наблюдения:
1. отсутствие понятия "духовник" (наставник). В большинстве приходов батюшки - недоступные мирянам лица. Нет того тесного контакта, чтобы можно было прихожанам попросить совета или благословения. Уже выросло целое поколение (в том числе и я сам), которое просто о такой возможности как духовное наставничество не знает, не сталкивалось. Хотя многие именно ради этого на подсознательном уровне идут в храмы. Конечно, речь не обо всех, но об абсолютном большинстве православных христиан. Я уверен в этом.
2. Лично я 2 года назад дал слово себе и Богу, что намеренно не возьму в рот ни капли алкоголя. И вот тут таинство Святого причастия полностью противоречит моим нынешним убеждениям. Ни раз читал, что тут проблема перевода. То, что в Библии переведено как "вино", на самом деле было соком, не содержащим алкоголя. До сих пор не понимаю почему в церквях используют именно кагор. а ни какой-нибудь условный морс. Лично мне сложно воспринимать кагор как кровь Христову.
а в остальном я вообще не вижу здесь проблем и противоречий.

Edited at 2015-02-12 07:12 pm (UTC)
Добрый вечер!
Во-первых, это зависит от прихода. Есть приходы, где священники доступны и сейчас наше руководство как раз и стремится к этому.
Во-вторых, в Причастии не вино, а Кровь Христова. Так что Причастие не противоречит Вашим очень хорошим убеждениям.
Добрый день!
Я считаю, что главное достоинство документа - напоминание традиционных канонических норм относительно причастия. Не могу согласиться, что никаких конкретных границ не прописано: указана норма и возможные варианты. Ничего принципиально нового текст не содержит, но для кого-то важно, чтобы кононические и святоотеческие нормы были подтверждены авторитетом ныне здравствующих епископов.
Сложно говорить о каких то традиционных нормах. Скорее об историческом опыте Церкви.
Больше всего мне нравится то, что - Главное - это не впадать в крайности и жить со Христом.))
Как раз в этом и смысл потому что любая крайность нас удаляет от Христа. Будь то крайность либеральная или же крайность консервативная.