fr. aleksandr.ermolin (alexandr2201) wrote,
fr. aleksandr.ermolin
alexandr2201

Об оболганном богослове

В преддверии Великого Поста хочу восстановить  историческую правду.  Правду об одном богослове,  оболганном именно  в этом, постном контексте. Речь идет о протопресвитере Александре Шмемане.
Конечно, не все могут принять его идеи и кому то они покажутся слишком либеральными.   Но  это дело каждого человека.   Ведь даже многих святых при  жизни  оскорбляли, гнали.  Но все же хотелось бы восстановить правду в одном небольшом, но немаловажном контексте.
Критики отца Александра очень часто ставили ему в укор его высказывание о «монашеской  диете», считая, что  он говорит  о Великом Посте.  Известный критик и фундаменталист архимандрит Рафаил (Карелин) в своей статье «О монашеском авангардизме, или Шмеман и монашество» ставит в вину отцу Александру эту фразу, утверждая, что он отрицает  этим монашество.
Однако если посмотреть на эту фразу в контексте, то сразу становится  очевидно, что речь идет не о посте, а о чрезмерном увлечении многих наших современников  монашескими уставами, то есть о ревности «не по уму».

[Цитата полностью]«Вся эта болтовня о монашестве, об иконах, о духовности – до какой степени всё это мелко, фальшиво, есть игра самолюбий… Все эти разговоры для меня стали совершенно невыносимыми. Мы живем в мире подделок». «Получил вчера 117 номер «Вестника». Номер – в религиозной своей части – посвящен монашеству… Прочтя эту часть, всё думал: что «корёжит» меня в ней? Может быть, какой-то «интеллигентский» осадок во всём этом подходе. Грубо говоря, чудится мне во всём этом некое «заговаривание зубов». Всё выбираем себе в «предании», что нам по вкусу: кто Древнюю Русь (старообрядчество), кто Паламу, кто Афон. Не знаю, может быть, я коренным образом ошибаюсь, но я не вижу «пользы» от этой монашеской диеты, безостановочно преподносимой людям в качестве какой-то самодовлеющей «духовности». Мой опыт таков: как только люди решали эту «духовность» вводить в свою жизнь, они становились нетерпимыми, раздражёнными фарисеями. Я ни секунды не отрицаю реальности, подлинности монашеского опыта… Я только убеждён, что, как и богослужение, как и почти всё в церковной жизни в наши дни, он «транспозируется» и воспринимается в другом ключе, в ключе, прежде всего, того психологического эгоцентризма, что составляет основную тональность нашей эпохи».Протопресвитер  Александр Шмеман. Дневники 1973 – 1953. М., 2005., с. 271-272


Что я  хочу сказать? Хочу сказать, что  это обвинение отца Александра, как минимум, не справедливо. Все-таки при рассмотрении цитаты в ее контексте становится понятен ее первоначальный смысл и  значение.


И завершить хочу другой цитатой отца Александра, куда лучше показывающей его отношение к посту.

«Аскетический пост состоит в сильном сокращении пищи, так, чтобы постоянное состояние некоторого голода переживалось нами как память о Боге… Этот аскетический пост вместо того, чтобы ослаблять, создает в нас известную легкость, собранность, трезвость, радость и чистоту».

Этого я нам всем и  желаю в грядущем Посту.
7527



Tags: Александр Шмеман
Subscribe
promo alexandr2201 july 21, 2015 16:16 8
Buy for 100 tokens
Недавно Казанскую духовную семинарию посетили два известных блогера. Посол «Живого журнала» в Татарстане Нияз Аксанов kukmorkukmor и его супруга–блогер Ксения aksanova. После встречи с ректором гости взглянули на церковное учебное заведение…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments