Об оболганном богослове

В преддверии Великого Поста хочу восстановить  историческую правду.  Правду об одном богослове,  оболганном именно  в этом, постном контексте. Речь идет о протопресвитере Александре Шмемане.
Конечно, не все могут принять его идеи и кому то они покажутся слишком либеральными.   Но  это дело каждого человека.   Ведь даже многих святых при  жизни  оскорбляли, гнали.  Но все же хотелось бы восстановить правду в одном небольшом, но немаловажном контексте.
Критики отца Александра очень часто ставили ему в укор его высказывание о «монашеской  диете», считая, что  он говорит  о Великом Посте.  Известный критик и фундаменталист архимандрит Рафаил (Карелин) в своей статье «О монашеском авангардизме, или Шмеман и монашество» ставит в вину отцу Александру эту фразу, утверждая, что он отрицает  этим монашество.
Однако если посмотреть на эту фразу в контексте, то сразу становится  очевидно, что речь идет не о посте, а о чрезмерном увлечении многих наших современников  монашескими уставами, то есть о ревности «не по уму».

[Цитата полностью]«Вся эта болтовня о монашестве, об иконах, о духовности – до какой степени всё это мелко, фальшиво, есть игра самолюбий… Все эти разговоры для меня стали совершенно невыносимыми. Мы живем в мире подделок». «Получил вчера 117 номер «Вестника». Номер – в религиозной своей части – посвящен монашеству… Прочтя эту часть, всё думал: что «корёжит» меня в ней? Может быть, какой-то «интеллигентский» осадок во всём этом подходе. Грубо говоря, чудится мне во всём этом некое «заговаривание зубов». Всё выбираем себе в «предании», что нам по вкусу: кто Древнюю Русь (старообрядчество), кто Паламу, кто Афон. Не знаю, может быть, я коренным образом ошибаюсь, но я не вижу «пользы» от этой монашеской диеты, безостановочно преподносимой людям в качестве какой-то самодовлеющей «духовности». Мой опыт таков: как только люди решали эту «духовность» вводить в свою жизнь, они становились нетерпимыми, раздражёнными фарисеями. Я ни секунды не отрицаю реальности, подлинности монашеского опыта… Я только убеждён, что, как и богослужение, как и почти всё в церковной жизни в наши дни, он «транспозируется» и воспринимается в другом ключе, в ключе, прежде всего, того психологического эгоцентризма, что составляет основную тональность нашей эпохи».Протопресвитер  Александр Шмеман. Дневники 1973 – 1953. М., 2005., с. 271-272


Что я  хочу сказать? Хочу сказать, что  это обвинение отца Александра, как минимум, не справедливо. Все-таки при рассмотрении цитаты в ее контексте становится понятен ее первоначальный смысл и  значение.


И завершить хочу другой цитатой отца Александра, куда лучше показывающей его отношение к посту.

«Аскетический пост состоит в сильном сокращении пищи, так, чтобы постоянное состояние некоторого голода переживалось нами как память о Боге… Этот аскетический пост вместо того, чтобы ослаблять, создает в нас известную легкость, собранность, трезвость, радость и чистоту».

Этого я нам всем и  желаю в грядущем Посту.
7527



promo alexandr2201 july 21, 2015 16:16 8
Buy for 100 tokens
Недавно Казанскую духовную семинарию посетили два известных блогера. Посол «Живого журнала» в Татарстане Нияз Аксанов kukmorkukmor и его супруга–блогер Ксения aksanova. После встречи с ректором гости взглянули на церковное учебное заведение…
Да, я читал подобные вещи. Все они представляют собой выдранные из контекста цитаты. Я читал полностью "Дневники" Шмемана. Потрясающая вещь! Например, когда он говорит о том, что устал от профессии, то перед этим рассказывает о той сумасшедшей административной нагрузке, которая свалилась на него, а потом радуется,ч то наконец то будет служить Литургию.
Не от служения устал Шмеман, а от церковно-административной беготни.
Что касается других цитат, то Шмеман боролся против увлечения "второстепенным благочестием". В центре духовной жизни стоит Христос и Евхаристия, а не второстепенные вопросы Афона, Древней Руси и так далее.
Спасибо, понятно.
Получил недавно из интернет-магазина его книгу "Великий пост". Буду читать Великим постом. Может и до дневников когда дойдёт.
Еще у него есть интересные работы "Водою и духом" и "Евхаристия: Таинство Царства".
Про Шмемана надеюсь еще что то написать сам.
Ну цитаты. Во первых - это дневники "в стол", печатались они вдовой и потомками, а не отцом Александром. Соответственно, там вполне нормальны всякие "как мне надоело то или это", поскольку сомнение в части своей жизни для людей естественно. Всех, честных. Тем более в тех-же Дневниках он пишет о себе примерно так "Наверное мое дело - служение Литургии...". То есть доставала его (и многих иных) не его священство, а всевозможные связанные с этим внешние сложности.
Во вторых. Да - он американец русской национальности и французского происхождения. Отсюда вся эта радость от США, американский патриотизм и вполне "по непониманию" огульное осуждение СССР или еще каких врагов США. Информация о СССР у него - диссиденты, Солженицин и прочие... специфические источники. Чего плохого быть не русским, а американцем с духовной точки зрения? Он там православие создавал, вообще-то. Не диаспорное, а американское.
В третьих.Его ругань в сторону беглецов в "виртуальную реальность" Афона, Византии, Типикона и т.д. абсолютно верна и оправдана. Упор - беглецов. Как и ругань про обряд. Представьте - США, американцы (не русские) и служба на ЦСЯ, когда они даже русский не знают. Ибо - красиво! Ни слова не понятно. ЗАЧЕМ???? Это уже вредная духовность.

И т.д.
С о.А.Шмеманом можно спорить, но хаять на основе цитаты выдранных из Дневников...эээ... Ругать за честность - плохо. За открытый взгляд - тоже.
Спаси Господи за комментарий, отец Александр!
Очень взвешенный и здравый подход.
Я сам скептически отношусь к любого рода "ура-патриотам", которые никогда ни в чем не сомневаются. Сомнение -неотъемлемая часть жизни каждого человека. А если это человек религиозный, то к общечеловеческим сомнениям и терзаниям добавляются искушения всякого рода. Поэтому и терзался отец Александр. Вряд ли он видел себя администратором, но есть благословение и все тут. А благословение, как известно, не обсуждается, а просто выполняется.
Что касается "беглецов", то это очень печально. Жаль этих людей, которые видят в Церкви лишь внешнее, но не видят Христа.
Шмеман -американец по духу и мне кажется, что со временем мы станем проще относится к его филоамериканизму. Быть может, отношения с США станут лучше, а быть может, Вашингтон станет субъектом Федерации. А может....По крайней мере, сейчас Америка-это стереотип чего то нехорошего и за это отцу Александру также "перепадает".
Доходчиво во второй цитате сказано о понимании поста.
Вот. И все равно умудряются его понимать двояко.
Все же богословие -не математика и понимать его можно по-разному. А четкие и ясные формулировки в Церкви (как и во всем мире) важны чтобы внести максимальную ясность в тот или иной вопрос.
Ага, но мир не идеален, и есть что улучшать.
Думаю, что о личном отношении о.Александра лучше говорят именно Дневники, а не статьи. Другой вопрос, что одно дело, как он думал (Дневники), а другое - чему учил. Ведь учить надо для пользы других, а думать - для своей.

Судя по Дневникам, сам о.Александр вряд-ли был особым постником (выделение времени на особую аскезу и воздержание) и келейным молитвенником, о чем он напрямую пишет. Он видел и слабый результат, а то и вред, у увлеченных "аскетическим деланием" восторженных мирян. Характерна история про Новый Валаам - мол, традиция, сильная, когда-то - спасала, давала святых. Традиция простецов (я) Сейчас, когда простецов почти и нет, она уже не работает. Вокруг него была масса неофитов, восторженных интеллигентов, ищущих в Церкви то русской культуры, то древности, то Типикона, то чудес, то старцев, но не Христа. Бегущих за средствами, забыв цель. Отсюда - отношение.

Аскеза бывает разная. Его аскеза, наверно, это не пост и не келейная молитва (тем более не исихия), а служение Литургии и иных служб, и богомыслие, которое выражалось в писании всех его работ. А итог этой аскезы - Американская Церковь для всех и последняя страница Дневника - для него самого.
Аскеза бывает разная. Но однозначно нельзя обвинять Шмемана в отсутствии духовности.
Ну и приписывать ему особую духовность тоже не стоит. Он иным славен.
Всё должно быть адекватно и все должны быть на своих местах.
Здравствуйте. Пишу магистерскую диссертацию про отца Александра (учусь в Минской духовной Академии). Может, есть какая полезная информация у Вас?)
Здравствуйте! Вряд ли у меня есть что то эксклюзивное. Что именно Вас интересует?
Я собираюсь писать статью про его Евхаристические воззрения.