«Стяжатели» и «нестяжатели» : две правды в Церкви

Одним из спорных моментов истории Русской Православной Церкви является полемика между двумя русскими святыми - Иосифом Волоцким и Нилом Сорским.  Обычно ее называют полемикой между стяжателями и нестяжателями, видя в ней лишь один материальный вопрос - может ли Церковь обладать имуществом и вообще какими то материальными благами. В нашем обществе, в котором развращенное и потребляющее большинство пытается требовать от Церкви нестяжания, данный вопрос как минимум актуален.
На самом  деле  полемика между двумя святыми   в разы глубже, чем просто спор об имуществе.
скачанные файлы


Отец Георгий Флоровский в своей книге «Пути русского богословия»  очень четко передает ее суть.

«Спор шел о самых началах и пределах христианской жизни и делания. Сталкивались два религиозных замысла, два религиозных идеала. Вопрос о селах был только внешним поводом, разрядившим внутреннее напряжение».
«Осифляне» и «заволжцы» — два религиозных замысла, два религиозных идеала. Главная трудность истолкования в том, что здесь сталкиваются две правды. И всего труднее понять преподобного Иосифа и его правду, которая так потускнела от малодушия и податливости его преемников. Но правда здесь была. Это была правда социального служения. Иосиф был прежде всего исповедником и властным проповедником строгого общежития. Он был суров и резок, но больше всего к самому себе.
Идеал Иосифа, это своего рода хождение в народ. И потребность в этом была велика в его время, — и нравственные устои в народе были не крепки, и тягота жизни скорее сверх сил. Своеобразие Иосифа в том, что и саму монашескую жизнь он рассматривал и переживал, как некое социальное тягло, как особого рода религиозно-земскую службу. <>
Разногласие между осифлянством и заволжским движением можно свести к такому противопоставлению: завоевание мира на путях внешней работы в нем или преодоление мира через преображение и воспитание нового человека, через становление новой личности. Второй путь можно назвать и путем культурного творчества...

Не  буду ничего говорит «от себя».  Очень емкая цитата  и к ней сложно что то  добавить.
Как мы видим из вышесказанного, полемика между стяжателями и нестяжателями -это вопрос не о том сколько должно быть денег у Церкви, а о том как именно Церковь должна служить обществу. И в заключение хотел бы пожелать нашим доблестным антиклерикалам и критикам Церкви подумать об этом вопросе.
promo alexandr2201 july 21, 2015 16:16 8
Buy for 100 tokens
Недавно Казанскую духовную семинарию посетили два известных блогера. Посол «Живого журнала» в Татарстане Нияз Аксанов kukmorkukmor и его супруга–блогер Ксения aksanova. После встречи с ректором гости взглянули на церковное учебное заведение…
Всё же, при всей замечательности и большой глубине точности понимания различия между осифлянами и заволжцами, я усматриваю (и не могу не усмотреть) у отца Флоровского пристрастность в определении "осифлянства" - и пристрастность эта с позиций явной симпатии к заволжцам.
Очень тонкие смысловые нюансы (вполне вероятно, даже Флоровскому незаметные), но итог - Иосиф в сравнении с Нилом, неправ, плох и даже как бы и не Христов.

Теперь конкретные возражения меня, коий вовсе даже близко не поборник пути Иосифа Волоцкого:
1. "Второй путь можно назвать и путем культурного творчества..." - скорее таковым следует признать именно первый путь (раз уж приходится выбирать).
2. Где те заволжцы, и главное - где зримые воплощения их эйдоса? Как-то мне видится лишь отвлечённая идея в основном. В оличие от идеи Иосифа.
Флоровский -тоже человек со своими симпатиями и антипатиями)
«Стяжатели» и «нестяжатели» : две правды в Церкви
Моё сугубо личное мнение. Оба упомянутых пути имеют право на существование в Церкви..
Но они различны и в определенном несовместимы.
Смею прибегнуть к такому сравнению.
Как во Христе Божественное совместилось с человеческим НЕРАЗДЕЛЬНО и НЕСЛИЯННО, так и эти два пути в Церкви должны существовать нераздельно и неслиянно. И в этом тоже своя тайна Церкви.
ИМХО.
Re: «Стяжатели» и «нестяжатели» : две правды в Церкви
Согласен с Вашим мнением!