Страницы истории: Церковь из государственного «инкубатора»

5 марта 1764 года императрица Екатерина II подписала Манифест о секуляризации  монастырских земель. Отныне они принадлежали государству, а сами монастыри  были разделены на несколько  классов. Эта реформа нанесла мощный удар по Русской Православной Церкви.  Конфискация церковной собственности  в, казалось бы, православной Российской Империи  было явлением  обычным. Когда государству были нужны  деньги, оно отнимало их у Церкви.  Если в советские годы за изъятием следовали расстрелы,  то во времена Российской Империи все происходило под лозунгами  заботы о самой Церкви. «Время жестоких гонений на веру и Церковь  под видом коварного о них попечения» -  так охарактеризовал  этот период киевский митрополит   Арсений (Москвин).
pamyyatnik_ekaterine-620x465


Государственная Церковь

В Российской Империи Церковь была частью государственного аппарата. Это давало определенные привилегии, но отнимало самое главное-свободу.  Государство запрещало переходы из Православия в другую конфессию,  боролось со старообрядчеством, платило  духовенству небольшую зарплату. Но взамен  этого Церковь находилась в униженном и подчиненном положении. Лишенная Патриарха, она управлялась обер-прокурором Синода. На эту  должность назначались самые разные  люди, но в  большей своей массе  они были очень далекими от Церкви  агностиками и  даже атеистами.   Многие обер-прокуроры предлагали свое видение  жизни Церкви. Например, предлагали отменить монашество и упразднить посты, что приводило к  конфликтам между членами Синода и обер-прокурором.
Живущая всвоего рода «духовном инкубаторе» и  защищаемая  государством, Церковь престала вырабатывать иммунитет к вирусам ереси и раскола. После подписания в 1905 году Манифеста о веротерпимости епископ Сергий (Страгородский), будущий Патриарх, емко охарактеризовал положение Церкви: «после столетий мирного пребывания под защитой закона, за крепкой стеной государственной охраны, наша Церковь выходит теперь беззащитная, не прикрытая никем, прямо на поле брани под удары врагов».

Узаконенное кощунство

Еще одним страшным ударом, нанесенным государством по Церкви, было обязательное Причастие  для всех военнослужащих и государственных чиновников. На практике  это выглядело таким  образом: чиновник или военный раз в год приходил в  храм  за справкой, что он причащался.  Или еще  хуже:  не  испытывая в  этом никакой  нужды,  он кощунственно приступал к Святым Тайнам.  После революции и отмены обязательного Причастия в армии добровольно причащалось  10% солдат и офицеров.  Значит,  остальные  90%  делали  это, не желая, не понимая.  Получается своего рода узаконенное на государственном уровне  кощунство.
В результате  этого ужасный Евхаристический кризис. Подданные Империи Причащались крайне редко, Причастие перестало быть  основой  духовной  жизни. А, как известно, свято место пусто не бывает. Место  Христа очень быстро заняли его противники…

Стать светом миру

В наши  дни многие православные  мечтают о возвращении во времена Российской Империи.  Да, конечно,  в каждой эпохе есть сои положительные черты. Наверное, эти  люди  вновь  хотят, чтобы Православие  было государственной религией, чтобы православный император  управлял своими подданными и  был бы мир во всем мире.  Но  эта светлая мечта разбивается о реалии  исторического опыта. Триста  лет  дома Романовых показали, что в настоящей  жизни монархические утопии несбыточны.  По словам патриарха Павла Сербского, «Мы не выбираем ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями».
Мы родились в свое  время и наша  задача –сделать лучше тот мир, в котором мы  живем. В Евангелии  есть замечательная фраза, целая инструкция к действию «вы-свет мира» (Мф. 5:14). И Господь поясняет нашу задачу: «так да светит свет ваш пред людьми» (Мф. 5:16).   И если мы  будем  жить по этой  заповеди, то и наш мир станет лучше.


promo alexandr2201 july 21, 2015 16:16 8
Buy for 100 tokens
Недавно Казанскую духовную семинарию посетили два известных блогера. Посол «Живого журнала» в Татарстане Нияз Аксанов kukmorkukmor и его супруга–блогер Ксения aksanova. После встречи с ректором гости взглянули на церковное учебное заведение…
Но как приятно уйти в прошлое. Вместо реальной жизни творить виртуальность. Тут уж не важно что за виртуальность, Византии, Древней Руси, 19 века, ролевиков в Орден Тамплиерова или неоязычество родноверия. Жить не в реальном мире, а в придуманном, воображаемом, пусть на базе неких исследований.

Российскую Империю мы знаем через СССР. Невозможно любить Империю, реальную, а не химерную выдумку, при том ненавидя Союз. СССР наследовал многое и многое у Империи. Федерация у СССР. Но никак не у Империи - нет тех, кто вырос в Империи и дожил до Федерации (кто родился в -5-15 году, конечно, слишком уж малы были). Да и родина всех старше 24 лет - СССР. А фанатичные любители "бегства в прошлое" при том практически всегда ненавидят другое прошлое, более новое. Жаждущие 19 века хулят своих предков времен Союза. Жаждущие языческих времен - всех живших позднее 10-11 века.

Это какая-то отрава хулы и бегства в химероидные миры. Наверно, жить в реальности, иметь реальные успехи в жизни, молиться и быть в Церкви, сложнее борьбы за личную виртуальность, она проще, яснее. А главное - все вокруг - враги. Приятно быть "самым правильным" на фоне мерзких врагов, а?

А лекарство - знание реальной истории. Например - о том, что гонения на Церковь вовсе не изобретение коммунистов. Степень насилия, да, новая. Но степень подавления, вреда духовной жизни большинства народа... 10% солдат... сколько там воцерковленных (хоть редко причащающихся) было в СССР? А в РФ? Схожие цифры...
Уйти - это самое заманчивое. Помните Шмеман по этому поводу возмущался, когда говорил о "монашеской диете".
Шмеман, а главное его хулители, это вообще интересно. У него ведь есть как осуждение "духовности" так и преклонение перед настоящими монахами. Но видят то, что желается.

Один из страшнейших диагнозов священника о неких христианах, который слышал "эти все на старцах сидят". Т.е. в какой-то параллельной "церкви" неизвестно чьих благословений, когда есть намеренное желание не слушать своего приходского священника ни в чем. Богословски спорить тоже невозможно так как "анонимные старцы глаголаша" и это превыше всего. Классический сектантский гуруизм... Естественно, настоящие старцы такому не учат.
Вывод написан в статье)
Надо быть светом миру в тех условиях, в которых мы живем. Не надо искать и фантазировать, надо молиться и делать.
Со времён создания мира находятся люди, которые пренебрегают заповедями. К сожалению, так будет всегда, хотя хочется, чтоб мир стал лучше.)
"И если мы будем жить по этой заповеди, то и наш мир станет лучше."
Это я к этому.)