100 лет одиночества без Христа


     
      6 марта  1927  родился великий колумбийский писатель, лауреат Нобелевской премии Габриэль Гарсиа Маркес. Выдающий представитель магического реализма, Маркес стал известен  благодаря роману «Сто лет одиночества».  На страницах романа причудливо переплетаются судьбы рода Буэндия, в течение ста лет  порождавших  политиков,  военных, почти святых и  великих грешников.  О романе  сказано  и написано многое, но для более глубокого понимания его сокрытого смысла нужно помнить, что Маркес  был верующим католиком и  многие  аспекты его  гениального произведения нужно воспринимать именно в религиозном контексте.

      Боязнь  хвостика
      Основа будущего падения  дома была заложена еще до его строительства.  Дом был построен на неверном основании и уподоблялся  евангельскому дому, построенному на песке.  «Пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое»  (Мф.7, 27). Так описывает Евангелие участь подобных домов.   Хосе Аркадия, основатель рода,  женился на своей двоюродной сестре и с тех пор все представители рода боялись рождения  ребенка со свиным  хвостиком. Помимо  этого, Хосе Аркадия  был мистиком, эзотериком и искал «философский камень».  Все  это он положил в основание своего дома. 

gabriel_garcia_marquez

   

Сто лет  - это время,  за которое  строится   и разрушается дом, а вместе с ним создается и разрушается семья, словно напоминая нам о  зыбкости  дома, построенного на неверном основании. Члены семьи Буэндия радостно придаются разврату и инцесту,  в их доме  живут внебрачные   дети легендарного полковника, бывшего кумиром и вместе с тем чудовищем своего времени. 


      Кровавый герой
      Полковник Аурелиано Буэндия представляет собой антипод понятию «святое воинство». Аурелиано убивает с потрясающей легкостью не  только на поле боя, но и в  жизни. В тексте  романа  слова «приказал расстрелять» зачастую проскакивают в общем контексте, видимо, подчеркивая, насколько  это было будничной процедурой для полковника.
      Полковник  также является примером  сексуальной распущенности. Каждую ночь во время походов к нему  приходили женщины «для улучшения породы», а потом в доме Буэндия собирались  два десятка внебрачных детей.  Кстати, потом их почти всех убили, словно показывая, что  их жизнь тоже была построена на весьма зыбком основании.
      И еще один немаловажный штрих к портрету: полковник был антиклерикалом и  гнал Церковь.  Немаловажный штрих к портрету этого человека…
      Латиноамериканская Лолита
      Но не только беспорядочные полевые связи инцест  были грехом Буэндия. Не избежали они и педофилии.  Любовь взрослого мужчины к девочке, не  достигшей полового созревания – сюжет,  достойный Набокова. Не случайно протоиерей Всеволод Чаплин  сравнил «Сто лет одиночества» с набоковской «Лолитой».
      Занимался педофилией и еще один отпрыск Буэндия, из которого мечтали воспитать будущего Папу Римского.  Правда, закончилось все  это трупом несостоявшегося понтифика в бассейне.
      Страсть и расточительность
         Пожалуй, это две самые емкие характеристики рода Буэндия. Кстати,  зачастую  страсть и расточительность находились в о взаимосвязи друг с другом.  Ауреллиано Второй считал, что  от количества его связей с  любовницей  зависит плодовитость его коров и всеми силами старался увеличить поголовье скота. В итоге на его могилу друзья положили венок со словами  «Плодитесь, коровы, жизнь коротка»! Согласитесь, не самый  хороший конец  для  христианина.
      Падение дома
      Падение  дома, как и многое в романе, символично.  В результате кровосмесительных связей воплощается в  жизнь  тайный страх семьи и на свет рождается ребенок со свиным  хвостиком.  Но  это никого уже не волнует, всех настолько захватил  грех, что  они отмахивают от  этого.  Заканчивается роман тем, чем начинается – последний из Буэндия занимается мистикой, в то время как муравьи уносят их отпрыска со свиным  хвостиком. На  дом обрушивается ураган, и он прекращает свое существование вместе с последними представителями рода.
      Трагедия одиночества 
      История Буэндия – это история одиночества. В романе все герои ужасно одиноки. Полковник Аурелиано рисует вокруг себя трехметровый круг, не разрешая никому подойти к себе ближе.  И свое одиночество они пытались  заглушить грехом, пытаясь предаться всем видам разврата. 
      Христианство предлагает человеку альтернативу одиночеству – быть со Христом. Церковь  - это собрание, в котором верующие приступают к Таинству Евхаристии и  соединяются, таким образом, с Господом. И выбор человека очень прост – либо быть со Христом, либо быть против Него. История Буэндия является примером того, что  бывает, когда сделан иной выбор.


promo alexandr2201 july 21, 2015 16:16 8
Buy for 100 tokens
Недавно Казанскую духовную семинарию посетили два известных блогера. Посол «Живого журнала» в Татарстане Нияз Аксанов kukmorkukmor и его супруга–блогер Ксения aksanova. После встречи с ректором гости взглянули на церковное учебное заведение…
А я вот до сих пор не прочитала ее. Как-то руки не доходили. После Вашего поста, Александр, стало очень интересно, может быть, и возьму наконец в руки этот роман. ;)