Церковь и смертная казнь: история и современность

24 марта 1753 года в Российской Империи была отменена смертная казнь. Отношения нашего государства и высшей меры наказания всегда были неоднозначными.  В определенные периоды нашей истории смертная казнь была реально действующей мерой наказания, в какие-то периоды – лишь устрашающим фактором.  Было время, когда ее заменяли ударами кнутом в таком количестве, что приговоренный все равно умирал, но делал это  медленно.
        Я не буду пытаться ответить на вопрос, нужна ли смертная казнь в современной России.  Это вопрос для широкого общественного обсуждения. О нем и так много написано и сказано. Есть аргументы за и против, есть  примеры судебных ошибок и самосудов, когда православие оказывалось бессильным.


      
Меня интересует другой вопрос – как Церковь относится к столь неоднозначному вопросу. Наше светское общество толкует заповедь «не убий» слишком широко, вплоть до своеобразного толстовства, когда православные не только не  должны применять силу, но и смиренно подставлять обе щеки сразу.  На самом деле заповедь «не убий», данная в Ветхом Завете, никоим образом не отменяет применение смертной казни, примеры чего мы встречаем в Священном Писании. Интересно, что в официальном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится, что в Священном Писании нет указаний на необходимость отмены смертной казни: «указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви».Получается, что Писание не  запрещает смертную казнь. Но значит ли это что ее можно и нужно применять? Вообще Церковь считает, что  это вопрос должен широко обсуждаться в обществе: «вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества». То есть нужна или нет смертная казнь,  и сможет ли введение столь жесткой меры предотвращать преступления – это вопрос открытый.
Но отмена смертной казни открывает человеку путь к покаянию. «Наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе» - так комментирует этот момент проблемы официальный документ Церкви.
Нужна или не нужна смертная казнь в современной России – это открытый вопрос.  Можно с уверенностью сказать лишь одно – для принятия таких сложных решений нам нужно сильное и духовно здоровое общество.

promo alexandr2201 july 21, 2015 16:16 8
Buy for 100 tokens
Недавно Казанскую духовную семинарию посетили два известных блогера. Посол «Живого журнала» в Татарстане Нияз Аксанов kukmorkukmor и его супруга–блогер Ксения aksanova. После встречи с ректором гости взглянули на церковное учебное заведение…
Здравствуйте.
Сразу скажу: согласен с итоговым выводом Ваших рассуждений - необходимости создания сильного и духовно здорового общества.
Что касается аргументации...
Я понимаю, что заповеди есть высшие законы для духовной жизни. Отсюда следует, что убийство недопустимо не только как осознанное действие, но и на словах,и в мыслях. Т.е., по-моему, Библия (Новый Завет) даёт на это однозначный ответ: "Нельзя". И это одно из тех посланий, которые стремился донести до людей Спаситель. Остановил же Он людей, хотевших забить камнями блудницу (по законам Ветхого Завета). Суть сказанного: "Не вам её казнить, смотрите сначала на себя - кто без греха?"
Ну и, поскольку ни одного человека без греха за всю историю человечества не было, следует, что на убийство полномочий нет ни у кого из людей. Даже как на наказание за проступок.
В самом деле, жизнь (Душу) нам даёт Всевышний. Значит отнять её у себя (самоубийца) или кого-то (убийца) не имеет право никто, кроме Него самого. И законы светские должны разрабатываться с учетом этого.

Edited at 2015-03-24 10:14 am (UTC)
Здравствуйте! Светские законы и церковная этика-это сложный и неоднозначный вопрос. Что касается запрета убийства в Библии, то заповедь "не убий" не распространяется на убийство на войне и так далее.
Разумеется, в любом правиле есть исключения. Но если учесть, что Господь дал нам разум, получается, что Ему надо, чтобы мы им пользовались (и развивали). Отсюда иносказания и сокращения в Святых текстах (как средство развития этого нашего Божественного дара).
Исключения о которых Вы говорите, вероятно, будут распространяться на все неумышленные убийства, а также убийства "по долгу службы" (когда воин подчиняется не своим желаниям, но приказу, а защитник /защищающийся/ - необходимости давать отпор) - в этом случае речь не идёт о грехе (имхо). С другой стороны грехом может быть даже не сам факт убийства (как действия), но просто желание сделать это (идти против воли Божьей, давшего ту жизнь, на которую мы этим покушаемся). Эта... гипотеза может объяснить и гибель невинных (в том числе малых детей) и долгожительство убийц (например, некоторых нацистских преступников). Т.е. разница действительно очень тонкая, но (имхо) вполне объяснимая.

Edited at 2015-03-24 05:10 pm (UTC)
Казнь - это предел. Дальше ничего уже нет. То есть никакого исправления и покаяния не случится.
Это очень тонкий вопрос и для его решения нам нужно здоровое общество.
Проблема в том, что имеются расхождения в понимании здоровья общества.
В целом согласен.
Хотя трудно представить, чтобы Христос кому-то вынес смертный приговор...