Лев Толстой: «Я отрекся от Церкви»

30 марта 1847 года великий русский писатель Лев Толстой начал вести дневник, в котором отражал свою духовную и интеллектуальную жизнь. Как известно, финал жизни Толстого  - это отлучение от Церкви. Почему же гений русской литературы, вошедший в число мировых классиков, был отлучен от Церкви?
Начнем с важного уточнения: графа Толстого от Церкви никто не отлучал. Он сделал это сам, а Церковь лишь констатировала факт отпадения графа Толстого, с чем он сам радостно согласился.  Граф Толстой «дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви православной, и посвятил свою литературную деятельность  и данный ему от Бога талант на распространение  в народе учений, противных Христу и Церкви» - так звучал официальный церковный документ.

В своем ответе Лев Толстой скажет «то, что я отрекся от Церкви, называющей себя православной, совершенно справедливо».
Но какова предыстория этих печальных событий?

Поиск «исторического Иисуса»

Будучи  формально воспитан в православии, Лев Толстой становится участником «поисков исторического Иисуса» - особого движения, распространенного в XIX веке. Тогда многие выдающиеся умы пытались найти настоящего, живого Спасителя. Для этого они стремились минимизировать человеческий элемент в Евангелии, старались убрать лишние бытовые подробности и создать текст, который раскрывал бы «чистое учение Иисуса». К сожалению, такими поисками увлекался и русский граф Лев Толстой. Созданная им богохульная книга «Евангелие», роман «Воскресение» и многие другие произведения содержали в себе критику Церкви и ее догматов.
«Ну и что – спросите Вы, -гениальный человек имел свое мнение на Церковь. Что в  этом плохого?»
Не споря с гениальностью Толстого, отвечу на  это словами известного православного исследователя творчества Толстого отца Георгия Ореханова: «думать и даже говорить человек может что угодно, и нельзя его за это отлучить от Церкви. Но Толстой не просто дум ал и не просто говорил, а распространял свои взгляды огромными тиражами. Причем делал это после того, как ему было указано на то, что его взгляды категорически не соответствуют церковному учению.  Но я думаю, что даже это могло бы  не повлечь за собой отлучения Толстого, если бы он начал смеяться над самым дорогим для верующего человека , над Литургией».

По плодам их…

Я думаю, что нет смысла добавлять что-то еще к словам отца Георгия. Скажу лишь, что вредоносные семена толстовства  продолжают давать свои плоды. Важная характерная черта толстовства  - это крайний пацифизм.  Граф Толстой слишком радикально понимал слова о Евангелия о необходимости подставить вторую щеку и его  идейные последователи призывают Церковь быть  крайне терпимой, сносить оскорбления и никак не реагировать на вызовы современности.
На могиле Льва Толстого нет креста, символа нашей веры.  Многие последователи Толстого носят нательные крестики, но те заблуждения, которые они разделяют, не позволяют нам считать их православными.


promo alexandr2201 july 21, 2015 16:16 8
Buy for 100 tokens
Недавно Казанскую духовную семинарию посетили два известных блогера. Посол «Живого журнала» в Татарстане Нияз Аксанов kukmorkukmor и его супруга–блогер Ксения aksanova. После встречи с ректором гости взглянули на церковное учебное заведение…

Я когда-то тоже нашёл,что Толстой отлучил себя
от церкви сам. Однако, возможно,не стоило Церкви
делать это официально. Хотя бы затем,чтобы не
привлекать к этому внимание.

Отец Георгий Ореханов хорошо отвечает на этот вопрос: человек может думать и говорить, что угодно. Но Толстой издавал свои заблуждения многотысячными тиражами даже тогда, когда его предупреждали о несоответствии его учения Православному.
Это правда. За пропаганду спрос иной, чем за своё мнение.
А не знаете, вкратце, чем он разошелся во мнениях с Православием?
Он же секту создал, толстовцев, и был их "гуру", если называть то, что он делал нынешними терминами. Пудрил мозги молодежи.
Многие последователи Толстого носят нательные крестики, но те заблуждения, которые они разделяют, не позволяют нам считать их православными.

А почему их анафеме не предают?
А зачем же? Анафеме предаются еретики, т.е. люди, сознательно и активно искажающие веру Христову. Толстовцы же - просто введены в заблуждение, это не волки, но овцы, отбитые от стада.
видимо, они не проповедуют свое учение так ярко. верить не верить и как верить-дело каждого, а вот открыто распространять свои взгляды под видом православия - это другое.
Где-то читала, что Синод просто не имел на это полномочий.
Кстати, насчет "радостно согласился" вы преувеличиваете. Насколько мне помнится, он переживал. Но надо уточнить. Попозже уточню.
Фраза "Я отрекся от Церкви" не создает впечатления терзаний и исканий.
С.Булгаков об отлучении Толстого
Несколько цитат:
" Даже и отлученный Толстой остается близок к Церкви, соединяясь с Ней какими-то незримыми, подпочвенными связями. Может быть, здесь сказывается обаяние художника, прежде умевшего подойти к интимной стороне православия, да и позднее, хотя бессильно, к нему тянувшегося (вспомним его путешествия в Оптину, его попытки подойти к народной вере, описанные в "Исповеди"). Сердце не чувствует его окончательно оторвавшимся от связи церковной, в этом отрыве видится скорее какое-то временное недоразумение, которое вот-вот может выясниться, завеса упадет, и Толстой сам лучше поймет себя, нежели доселе. Такое чувство не оставляло меня при жизни Толстого и - странно сказать - не вполне оставляет и теперь, хотя в эмпирически осязательной форме этого прояснения и не совершилось. Даже и теперь трудно отказаться от чувства как бы церковной связи с ним, и, думается мне, это чувство не приходит в противоречие с духом Церкви и любви церковной."
"И вот, когда среди нас появляется человек, горящий ревностью о вере, и видит кругом себя тепло-прохладность, равнодушие, язычество, не выталкивается ли он тогда из нашей среды, как пробка, погруженная в воду? Ведь Толстой отделялся от нас не одним только тем, что веровал иначе, чем мы, но и тем, что стремился к жизни по вере. "Ревность по доме Твоем снедает меня" (Пс. 68, 10)."
"...не раздражение или озлобление, но покаяние и сознание всей своей виновности пред Церковью должно вызывать в нас то, что Толстой умер в отчуждении от Нее. Толстой оттолкнулся не только от Церкви, но и от нецерковности нашей жизни, которой мы закрываем свет церковной истины."
Вот так - с любовью и болью о заблудшем.
Re: С.Булгаков об отлучении Толстого
эээ.. То есть Вы с сочувствием относитесь к Толстому и его учению?
Re: С.Булгаков об отлучении Толстого
Вы не дочитали мой комментарий до конца. Последнее слово там - "о заблудшем".
Re: С.Булгаков об отлучении Толстого
Я думаю, не нам судить Толстого. Не потому, что он был великим художником (это как раз скорее отягчающее обстоятельство, поскольку по этой причине авторитет его был огромен, что возлагало на него огромную ответственность). Но он был искренен в своих духовных исканиях и действительно страдал.
Re: С.Булгаков об отлучении Толстого
Интересно Вы рассуждаете. То есть судить за джаз, за какие то частные вещи-это Вы с радостью, отлученного от Церкви человека-с этим Вы уже поспорите. Двойные стандарты у Вас, батенька)
Re: С.Булгаков об отлучении Толстого
Ну, вы сравнили Божий дар с яичницей...
Re: С.Булгаков об отлучении Толстого
из Ваших же постов. из них я страшный еретик из-за мелочей, а отлученный от Церкви человек-положительный герой.
Re: С.Булгаков об отлучении Толстого
Мне бы даже в голову не пришло назвать вас еретиком.
Не знаю, был ли Толстой хорошим человеком. Но он ХОТЕЛ им быть.
Re: С.Булгаков об отлучении Толстого
Но Вы до умри доказывали мне, что я якобы не прав по третьестепенный вопросам. При этом готовы принять учение Толстого, смеявшегося над Евхаристией и выступавшего против Церкви.
Re: С.Булгаков об отлучении Толстого
Вы опять за свое. Я не принимаю учение Толстого.
Re: С.Булгаков об отлучении Толстого
Я думаю, не нам судить Толстого.

Так мы не его судим, а его взгляды и убеждения, которые являются неправославными.
Кстати, с Булгаковым во многом согласен.
Re: С.Булгаков об отлучении Толстого
Я могу ошибаться, но мне кажется, что главной причиной отказа Толстого от Церкви было то противоречие, которое существовало между учением христианства и делами людей, которые называли и/или считали себя христианами (главным образом нехристианскими делами как бы православного государства).
Re: С.Булгаков об отлучении Толстого
Просто он не верил в Христа, какие бы оправдания не подыскивать этому, и был отлучен. А что христиане не следуют тому чему учил Иисус - так это и сейчас так, что говорит лишь о том что мы плохи, но не та истина, которую принес Христос.
Re: С.Булгаков об отлучении Толстого
Главная причина -это увлечение Толстого поисками"исторического Иисуса" и крайностями библейской критики.