Новые «догматы» православного активизма

Известный эпатажными высказываниями и акциями активист Дмитрий Цорионов не устает удивлять. На днях он опубликовал статью «Православие и геоцентризм. В защиту святоотеческой космологии». В ней он еще раз озвучил идею, что Земля является центром Вселенной, снабдив это ссылками на высказывания святых отцов.

Походя известный активист обвинил сторонников гелиоцентрической модели в слепой вере в науку, отрицании Предания и прочих больших и малых отступлениях от Православия.

Черно-белый мир

По своей излюбленной тактике, парень по прозвищу Энтео видит мир строго двухполярным – есть белое, и есть черное. Само собой, белое – у нас, черное – у остальных. Как в старом анекдоте про прапорщика: «есть два мнения. Одно – мое, другое – неправильное».

Чем же православному активисту не угодило Солнце, которое, по данным современной науки, все же находится в центре Солнечной системы? Если Солнце центр, то Земля – это всего лишь маленькая пылинка в бесконечной Вселенной. По мнению Цорионова, это приводит к распространенному в светских кругах мнению, что «если даже предположить, что Бог есть, ему нет дела до столь ничтожных вещей, как нравственная жизнь человека и его моральный выбор».

Вокруг статьи Энтео уже развернулась полемика. Священник Георгий Максимов вответной статье выступил против геоцентризма. Думаю, их дискуссия еще будет продолжаться. Участвовать в ней не хочу. Хочу поговорить немного о другом.

Святые – тоже люди

Активист утверждает, что геоцентризм – общее мнение отцов Церкви и позиционирует себя как ярого защитника этого мнения. И здесь он допускает одну большую ошибку.

Творения святых отцов полезны и необходимы для назидания, а, в конечном счете, для нашего спасения, но в силу своего человеческого происхождения могут содержать в себе ошибки, неточности, частные мнения и так далее. Поэтому в Церкви и есть понятие «частное богословское мнение», то есть мнение отца Церкви, несомненного авторитета, но неподержанное другими святыми.

История богословия знает множество подобных примеров. Например, средневековые схоласты пытались решить вопрос, сколько ангелов находится на кончике иглы. Можно много спорить об этом и все ответы будут частными богословскими мнениями, которые не имеют для верующего человека особой важности. Тоже самое с геоцентризмом, с которым вдруг начали носится как с писанной торбой.

Святые отцы в своих трудах говорили с позиции тех знаний, которые имели. Мир времен Василия Великого думал, что звезда по имени Солнце находится в центре мироздания и святой повторил эту мысль в своих трудах. И нет ничего плохого в том, что люди той эпохи не имели таких мощных электронных телескопов, которыми современные ученые выходят за рамки Солнечной системы.

Энтео и грабли

Энтео наступает на старые грабли, утверждая, что между религией и наукой пропасть и что человек может быть либо верующим, и тогда должен отвергать все научные теории, либо быть сторонником светского знания и тогда быть деистом, атеистом и так далее.

Верующий человек вполне может считать, что планета Земля не является центром вселенной. И могу по опыту вам сказать, что никакого чувства богооставленности не возникает. Наоборот, ощущая себя пылинкой на камне, летящем в безвоздушном пространстве, больше ощущаешь свою ничтожность и величие Бога, создавшего весь этот прекрасный мир.

Одной из отличительных черт неофитского взгляда на Православие является борьба за второстепенные и третьестепенные вещи. «Православный должен делать так, а не так»,  – сотрясают воздух ударами по клавиатуре многие новообращенные.

Недавно такого рода неофит, активно борющийся против «модернизма» и принципиально использующий старый стиль и дореволюционную орфографию, вообще, предложил убивать новостильников. Таким образом, ревнитель веры готов (надеюсь только на словах) от практики христианской любви перейти к антихристианской практике ненависти.

Великий святой Иустин (Попович) предложил все мерить одним критерием – смертью. Нашу жизнь, наши взгляды, поступки – все подвести под критерий смерти. Не думаю, что Господь на Страшном Суде будет спрашивать, пользовались ли мы старой или новой орфографией и что считали центром мира. Он будет смотреть на результаты нашей жизни. Чего мы достигли или до чего докатились.

Самое главное – чтобы в центре нашей жизни был Господь. Есть такая пословица: «поставьте Бога на главное место в своей жизни, и тогда всё остальное само встанет на свои места», чего я всем нам и желаю.

Tags:
promo alexandr2201 july 21, 2015 16:16 8
Buy for 100 tokens
Недавно Казанскую духовную семинарию посетили два известных блогера. Посол «Живого журнала» в Татарстане Нияз Аксанов kukmorkukmor и его супруга–блогер Ксения aksanova. После встречи с ректором гости взглянули на церковное учебное заведение…
Энтео же упоротый, он давно умом повредился.
По отзывам имевших с ним дело - он просто политик, разыгрывающий православную карту в своей карьере.
Хорошая статья! Рад услышать ваше собственное «частное богословское мнение».

"Он будет смотреть на результаты нашей жизни."
Золотые слова! Послностью согласен: ни за орфографию, ни за религию с нас не спросят.

Небесной механики я не знаю, но Господь Всемогущ и Вездесущ, так что точка ценра не имеет значения.
Вот как раз за религию и спросят. Вы опять меня не поняли и увидели в моей статье что то типа "безрелигиозного христианства". Ничего подобного! Господь не будет нас спрашивать за второстепенные мелочи. Только вот религия к таким мелочам не относится.
Гордыня, ведущая к мракобесию. Читается - "Я - пуп Земли; как-же она может не быть центром Вселенной?!"
О том, что мир бесконечен не только в нашем пространстве и времени, но и в сторону макро (ибо наша вселенная - лишь элементарная частица каких-то невообразимых структур, и так до бесконечности); и микро (поскольку наши атомы - суть чьи-то вселенные с исчезающе-малым своим временем, - и так до бесконечности) - и это всё - в полном, постоянном ведении Господа - об осознании этого, видимо, и речи нет. Пусть юмористические сказки Пратчетта читает - про "Плоский мир". Только при чём здесь Православие?
Спасибо за постинг. Солидарен с Вами.

... "Православные активисты". Эх, Саша, дорогой, да ведь в самОм этом словосочетании содержится ЛОЖЬ. Да, они активисты. Но они НЕ православные. Православный должен быть добр, человеколюбив, терпИм, он должен стремится к созиданию, а не к конфликту. А эти суть волки в овечьих шкурах. И ничего общего с настоящими православными они не имеют! Поэтому, Саша, не стоит анализировать все их провокации в качестве некоей проблемы в православном сообществе (дескать, есть вот такие... православные активисты... вроде и православные, но... "активисты"). Они ВНЕШНИЕ! И относиться к ним нужно соответствующим образом - просто как к ВНЕШНИМ, как к глубоко чуждым нам силам. И вообще поменьше о них говорить (дабы не создавать им особой рекламы).

С любовию о Господе,
Ваш Павел Верба,
христианин раб Божий Павел
(читатель и по-читатель Вашего журнала, дорогой Саша).


Re: Спасибо за постинг. Солидарен с Вами.
Христос Воскресе, Павел!
Рад, что Вам нравится мой журнал!

А в основе православного активизма, как Вы правильно заметили, лежит ложь.
один из Отцов Церкви Василий Великий, излагая учение об устройстве мира (космологию) в комментариях к первой главе книги Бытия («Шестоднев»), прекрасно понимал, что нет никакого конфликта между научной информацией и библейским Откровением (конфликт, искусственно возрожденный в наше время), ибо Библия не является (и не претендует являться) источником научной информации. Он писал, что Библия не говорит об изменениях стихий потому, «чтобы приучить наш ум к самодеятельности». Кроме того, он допускает привлечение разных космологических моделей для лучшего понимания книги Бытия, но при этом ставит условием именно разумное понимание: «Согласимся ли, что земля висит сама по себе, или скажем, что она держится на водах, – в обоих случаях необходимо не отступать от благочестивого разумения и признавать, что все в совокупности держится силою Творца». Так, например, он не сглашается с общепринятыми предпосылками христианской космологии, которые исходили из научных представлений времен античности (как восходящее к Аристотелю деление физического космоса на подлунную и надлунную части – по эту сторону орбиты Луны нерегулярные движения, беспорядочное становление и распад, по ту сторону – регулярные движения и нетленность, зона упорядоченного пребывания, так и Посидониева концепция «всемирной симпатии»: «… Хотя целокупность мироздания составлена из частей несходных, однако же они сопряжены нерасторжимым законом дружества в единую общность и гармонию; так что даже части, по месту, ими занимаемому, наиболее друг от друга удаленные, единимы, как то может быть показано, всеобъемлющим сочувствием»). Но, отвергая эти представления о гармоничном устройстве космоса, о мерном вращении небесных сфер, издающих вечную музыку, как не соответствующие космологии, изложенной в Библии, Василий Великий обращается к другим научным представлениям времен античности. Мироздание Василий, вслед за своими античными авторитетами, представлял в виде шара, окруженного сферическим небом. Небесные воды он помещает на небесном своде. Эти своды отделяют подлунную сферу от верхних небес, представляющихся ему высшим огнем, от которого воды и предохраняют землю. Вопрос о существовании второго неба он решает в аристотелевском духе, но при этом не пpотивоpечит и Библии. На принципах аpистотелевско-птолемеевской космогонии базируется его астрономия, принципы движения светил. Будучи образованнейшим человеком своего времени, Василий Великий использовал энциклопедические познания своего времени и его толкование содержит сводку всего, «...что было известно в области астрономии, физики и естественной истории». И это означает то, что аналогичное дерзновение к воцерковляющему диалогу с миром светской мысли и знания благословляется авторитетом великого каппадокийца. И преп. Иоанн Дамаскин включает в свое «Точное изложение православной веры» изложение научных доктрин своего века. Но это значит только то, что христианской мысли не чужд интерес к познанию Богосозданного мира.
Тем более, что в Святом Писании сказано, что «… Ибо у Господа основание Земли, и он утвердил на них Вселенную» (1 Цар. 2:8), т.е. на законах, которые действуют на нашей планете, учреждена вся Вселенная: «…Бог, творя мир, хочет поделиться как бы радостью своего бытия с тем миром, который не существовал до того момента, пока он не начал творить. И тогда Бог взывает из небытия в бытие мир, то, что ученые называют Большим Взрывом во Вселенной. Это было желание Создателя поделиться благостной любовью духовного мира, в котором пребывают боги, с тем, что не существует еще. Как бы божественная любовь. Она взорвала небытие, и породила тварное бытие. Поэтому назначение человека и всего творения во свете божьем узреть свет. Так как Бог сотворил не только людей, есть другие существа, которые существуют и наделены разумной душой. Это ангелы. Причем, об ангелах говорится, что они разных чинов. То есть, разных видов. Ангелы, архангелы, хирувимы, серафимы, начало, господство, силы, власти – это разные формы бытия. Совершенно разные. Хотя, по общим понятиям, мы их объединяем именем «ангелы». Так и люди, тоже есть разные люди. В результате мутаций греха возникли разные расовые группы, и так далее. И мы видим, что мы не все похожи друг на друга. Наоборот, каждый из нас не похож на всех остальных. И вот это многообразие духовного мира и физического мира – оно создано Богом для того, чтобы свет, который вызвал из небытия в бытие, то есть, вспышка потока божественной любви, оказалась бы и конечной целью в существовании этого мира… В Библии есть ответы на многие вопросы. Это небесное откровение, которое дано нам от создателя неба и земли, от того, который сотворил всю Вселенную, все мироздание. И здесь говорится очень многое о том, как существует этот мир, какие законы господствуют в этом мире, и что Бог хочет от нас. Для чего он создал нас? Ведь жизнь, как сейчас уже ученые это поняли, это столь величайшее событие во Вселенной. Многие ученые говорят, что только на Земле, похоже, она есть. Потому что нигде еще не нашли. И мы должны дорожить этим эксклюзивом нашего существования, оценить этот факт, потому что безжизненный космос, этот холодный мир смерти, который окружает нас, и маленькая наша планета, затерянная где-то на краю нашей Галактики, и тонкая пленка жизни, вот этот момент биосферы. Есть такое понятие, как гомосфера. Это мир людей, живущей на этом тонком слою, который покрывает нашу Землю, слои биосферы. И вот факт нашего существования перед лицом этой огромной Вселенной, и тайна смерти, как тайна вечности, раскрывается все это только в библейском откровении. И там я видел пустоту, мрак, смерть, холодный космос, мы, христиане, говорим, там, где вы видите смерть, мы видим Христа. Там, где вы видите пустоту, бессмысленность существования – мы видим вечный смысл. Бог, сотворив мир, поделился своей любовью с этим миром. Он создал тварей. Как учит православная церковь, для того, чтобы ввести сотворенный мир в радость осознания собственного бытия… А что было до большого взрыва?.. Было бытие Бога, полное смысла, любви, света. И Бог, который не является материей. Бог – есть дух. Бога никто никогда не видел, и видеть не может, сказано в Священном Писании. Он наполнял собою все. То есть, была жизнь Бога Самого в Себе. И в самом себе Он творит этот мир для того, чтобы поделиться радостью бытия ипостасных лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, в их взаимной любви друг к другу с тварным миром» [Протоиерей Олег Стеняев. Есть ли жизнь на Марсе? Церковь утверждает: да! //http://planeta.moy.su/blog/est_li_zhizn_na_marse_cerkov_utverzhdaet_da/2012-09-22-30372].
Интересно не приходило ли Энтео в голову, что Господь родился на жалкой захолустной окраине римской империи, в вертепе, а не в Риме и даже не был римским гражданином